Европейский союз
Европейский Союз — это уникальный экономический и политический союз между 27 странами ЕС, которые вместе охватывают большую часть континента. Основными ценностями Европейского союза являются уважение к человеческому достоинству и правам человека, свобода, народовластие, равноправие и правовое государство. Эти ценности объединяют государства-члены и Европейский парламент со своей стороны заботится, чтобы эти ценности были отражены в законодательстве Европейского союза.
ЕС и Кыргызстан установили отношения вскоре после провозглашения Кыргызстаном независимости в 1991 г. С самого начала этих отношений, ЕС оказывал Кыргызстану поддержку в проведении реформ. Разделяя общие ценности, такие как демократия, соблюдение прав человека и свободная торговля, Кыргызстан стал важным партнером ЕС в Центральной Азии.
Политические отношения
Политические основы партнерства ЕС с Кыргызской Республики были установлены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 1999 г. Это соглашение направлено на укрепление связей между КР и ЕС.
С учетом развития двусторонних отношений и появления новых сфер взаимодействия, ЕС и КР провели переговоры о заключении Соглашения об углубленном партнерстве и сотрудничестве (СУПС), которое было парафировано в июле 2019 г. Его подписание ожидается в 2020 г.
КР также является партнером стратегии Европейский Союз и Центральная Азия: новые возможности для укрепления сотрудничества, принятой в мае 2019 г.
Диалог по вопросам гражданского общества
Субъекты гражданского общества играют активную роль в продвижении прав человека и свободы слова. ЕС привержен делу укрепления роли гражданского общества путем поощрения участия негосударственных субъектов в этом процессе.
Важным инструментом, который ЕС использует для продвижения гражданского общества и прав человека, является Европейский инструмент демократии и прав человека (ЕИДПЧ). Главные цели ЕИДПЧ следующие:
- помощь в создании демократических институтов;
- усиление судебных и несудебных механизмов защиты прав человека;
- обеспечение обучения вопросам мониторинга прав человека;
- продвижение независимости СМИ;
- содействие запрещению смертной казни;
- укрепление прав женщин и прав уязвимых групп населения.
Сотрудничество во имя развития
Двустороннее сотрудничество в целях развития основывается на Многолетней индикативной программе (МИП) на 2014-2020 гг., общий бюджет которой составляет 174 млн евро. Она сосредоточена на трех главных секторах:
- Образование (71,8 млн евро)
- Верховенство права (37,8 млн евро)
- Комплексное развитие сельских регионов (61,8 млн евро)
Новая МИП на 2021-2027 гг. будет разработана Европейским Союзом в тесном сотрудничестве с Кыргызской Республикой в целях рассмотрения потребностей и предоставления необходимой поддержке стране.
Помимо двусторонних программ, Кыргызская Республика пользуется преимуществами региональных программ. Например, ЕС выделил около 90 млн евро в виде грантов на поддержку инвестиций, главным образом в водном секторе, через Инвестиционный механизм ЕС для Центральной Азии (IFCA).
Права человека
ЕС считает права человека, верховенство права и демократизацию основами долгосрочной политической стабильности и экономического развития Центральной Азии.
Недавно принятая стратегия ЕС по Центральной Азии также включает планы проведения диалогов по правам человека со всеми пятью странами ЦА. Такие диалоги имеют огромное значение для:
- обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес и укрепления сотрудничества;
- выражения обеспокоенности ЕС в области прав человека;
- сбора информации и запуска инициатив по улучшению ситуации с правами человека, при необходимости.
ЕС проводит ежегодные двусторонние диалоги по правам человека с Кыргызской Республикой с 2008 г. ЕС также организует всевозможные семинары для гражданского общества, привлекая представителей сообщества экспертов в области прав человека.
Веб-сайт Представительства Европейского Союза в Кыргызской Республике.
Центр творческого развития «Данило Дольчи» (Италия)
Центр творческого развития «Данило Дольчи» — это некоммерческая организация, состоящая из молодежи и взрослых, основной сферой интересов которого является образование.
Организация родилась из образовательного и рабочего опыта великого пацифиста Данило Дольчи и его сотрудников, которые действовали в Траппето и Партинико, двух небольших городах близ Палермо, а также во всем регионе Сицилии. С помощью народного самоанализа, ненасильственной борьбы, собраний, в которых участвовали тысячи людей, можно было создать условия для реальных перемен и развития. Первая организация, созданная Данило и его сотрудниками, была создана в 50-х годах, Центр Исследований и инициатив, и ее главной целью было содействие социальному, экономическому, культурному и образовательному развитию на местном и региональном (Сицилия) уровнях. После этого центр преобразовался в Центр творческого развития, главной целью которого было продвижение взаимного маевтического подхода (инновационного подхода, разработанного Данило Дольчи) в школах и учебных заведениях и подготовка учителей и воспитателей к этой инновационной и гуманистической методологии образования. После смерти Данилы, в 1998 году, организация стала называться Центром творческого развития «Данило Дольчи».
В настоящее время основными целями организации являются:
- Распространение информации о жизни и творчестве Данило Дольчи;
- Содействовать просвещению детей, молодежи и взрослых на основе взаимного маевтического подхода;
- Продвигать взаимный маевтический подход в школьном контексте и на международном уровне;
- Воспитание в духе мира и ненасилия;
- Обучение групповой работе как инструменту культурного, социального и гражданского развития;
- Поощрять активную гражданскую позицию и демократию участия среди молодежи;
- Содействовать активному участию всех слоев населения в процессе развития.
Основными видами деятельности, с помощью которых организация пытается достичь этих целей, являются:
- Организация семинаров маевтического подхода в школах, университетах, организациях и учреждениях;
- Организация культурно-просветительских мероприятий про жизнь и творчество Данило Дольчи;
- Сделать так, чтобы книги, написанные Данилой в течение его жизни, были изданы снова, и организовать новые антологии, которые соберут его самые важные произведения;
- Организовывать европейские проекты (семинары, тренинги, молодежные обмены и т.д.), в которых участвует молодежь из разных стран, по темам ненасилия, мира, активного участия и взаимной поддержки;
- Организация европейских проектов в сфере образования взрослых с использованием в качестве привилегированного метода взаимного маевтического подхода.
Веб-сайт Центра творческого развития «Данило Дольчи»
ОО «Агентство социальных технологий»
ОО «Агентство социальных технологий» (АСТ) — общественное объединение, миссией которого является содействие общественному развитию Кыргызстана через обучение и поддержку социальной активности и самоорганизации граждан республики.
АСТ в своей деятельности стремится к построению конструктивного взаимодействия с государственными органами, организациями гражданского общества и содействию координации между всеми заинтересованными в продвижении политики равенства группами и организациями. Все проекты и мероприятия, проводимые АСТ, направлены на работу с конкретной социальной группой (женщины, этнические меньшинства, молодежь, работники министерств или органов местного самоуправления) с целью повышения ее социальной активности и формирования навыков самоорганизации, а также укрепление взаимодействия государственных органов с организациями гражданского общества.
В настоящее время приоритетной целевой группой АСТ являются женщины, способные стать социальными лидерами, а основной фокус направлен на продвижение политики гендерного равенства через взаимодействие с государственными органами на национальном и местном уровнях.
АСТ также является одной из ведущих женских неправительственных организаций, активно и эффективно работающих по продвижению политики гендерного равенства и укреплению женского движения. Именно эксперты Агентства Социальных Технологий, начиная с 2001 года, были инициаторами создания первой в Кыргызстане национальной женской сети «Женщины Могут Всё!» из числа женщин-лидеров во всех регионах республики и оказывали в рамках многолетней программы БДИПЧ ОБСЕ (2001-2006) методическую, экспертную, техническую, информационную и организационную поддержку становления и развития этой сети. Сегодня данная сеть продолжает работать и является одним из ключевых партнеров АСТ в регионах.
АСТ выступало локомотивом и мозговым центром кампаний лоббирования гендерных квот в электоральном законодательстве, сохранении принципа светскости государства в Конституции, сохранения уголовного наказания за многоженства, совершенствования гендерного законодательства и выделения в составе правительства уполномоченного органа в сфере гендерной политики.
Проект реализуется в сотрудничестве с государственными органами Кыргызской Республики:
Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики (уполномоченный государственный орган в сфере гендерной политики)
Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики является центральным исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере социального развития и труда, включая вопросы повышения уровня жизни и доходов населения, оплаты труда, пенсионного и социального обеспечения, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, демографической политики, социальной защиты населения, в том числе поддержки семьи и детей, пожилых граждан, а так-же координирующим деятельность по этим направлениям иных органов государственного управления.
Министерство решает следующие основные задачи:
- разработка и реализация государственной социальной политики в сфере социального развития и труда, оплаты труда, социального партнерства и трудовых отношений, социальной защиты населения, пенсионного и социального обеспечения, поддержки семьи и детей, пожилых граждан, демографии в рамках основных направлений деятельности Правительства Кыргызской Республики;
- корректировка и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики и координационно-методическое обеспечение выполнения программ социального развития, координация деятельности в области труда и его охраны;
- совершенствование законодательства в области труда, охраны и условий труда, социальной защиты, социального и пенсионного обеспечения населения, разработка социальных нормативов и минимальных социальных стандартов в пределах своей компетенции;
- разработка и реализация мер по повышению уровня жизни и доходов населения, совершенствованию организации оплаты труда, системы государственных пособий и компенсационных выплат, а также по развитию пенсионного обеспечения;
- определение путей и разработка эффективных методов реализации конституциональных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны, безопасности и гигиены;
- реализация политики социального обеспечения граждан в случае болезни и утраты трудоспособности, беременности и родам, производственной травмы и профессионального заболевания, а также принятие мер по оздоровлению работающих граждан и членов их семей;
- реформирование социального обслуживания и инспектирование социальных услуг в области социальной защиты, здравоохранения, образования, а также контроль за предоставлением услуг неправительственными организациями;
- совершенствование правовых и организационных основ привлечения, учета и распределения гуманитарной помощи, координацию работы по организации гуманитарной помощи.
Веб-сайт Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики
Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Министерство образования и науки Кыргызской Республики является центральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования и науки и государственный контроль за доступностью и качеством образования, обеспечением конституционного права граждан Кыргызской Республики на образование.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, научными и иными организациями.
Основной целью Министерства является формирование государственной политики в области образования, науки и научно-технической деятельности.
Основными задачами Министерства являются:
- создание системы образования, направленной на формирование, развитие и профессиональное становление личности;
- повышение качества образования;
- создание условий и механизмов для развития научной деятельности.
Веб-сайт Министерства образования и науки Кыргызской Республики
Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики
Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики является центральным государственным органом исполнительной власти, уполномоченным проводить государственную политику в сфере культуры, информации и туризма. Целью деятельности Министерства является устойчивое развитие сферы культуры, информации и туризма.
Задачами Министерства в сфере культуры, информации и туризма являются:
- реализация единой государственной политики в сферах культуры, информации и туризма;
- сохранение, использование и развитие историко-культурного наследия;
- создание условий для развития народного творчества, участие граждан в культурной жизни и организации досуга населения;
- обеспечение создания единого информационного пространства в сферах культуры и информации в Кыргызской Республике;
- внесение предложений по созданию благоприятных условий для развития средств массовой информации, предприятий полиграфии, книгоиздания и распространения полиграфической продукции;
- внесение предложений по созданию благоприятных инвестиционных условий для развития объектов и инфраструктуры туризма;
- содействие росту качества предоставляемых туристическим сектором услуг;
- формирование и поддержка позитивного имиджа Кыргызстана как страны, благоприятной для туризма.
Веб-сайт Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики
Государственное агентство по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики
Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики образовано постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2013 года №109 «О функциональных и структурных изменениях в системе государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики».
Основными задачами агентства являются:
- совершенствование и укрепление организационно-правовых и финансово-экономических основ местного самоуправления;
- совершенствование деятельности органов местного самоуправления, усиление их ответственности перед местным сообществом;
- защита прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
- создание условий для межмуниципального сотрудничества;
- укрепление межэтнического согласия и общегражданской идентичности в Кыргызской Республике;
- принятие мер для свободного и равного развития этносов Кыргызской Республики и обеспечения их прав;
- создание условий для эффективного развития этнического многообразия.
Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики
Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики является центральным органом Кыргызской Республики, проводящим работу по формированию и реализации государственной политики в религиозной сфере и координирующим деятельность государственных органов Кыргызской Республики в области религий.
Основными задачами Госкомиссии являются:
- разработка и реализация государственной политики в религиозной сфере;
- обеспечение прав граждан на свободу совести и вероисповедания, координация отношений государства с религиозными организациями в соответствии с положениями Конституции Кыргызской Республики, актами Президента и Правительства Кыргызской Республики, иных нормативных правовых актов;
- обеспечение правовых гарантий свободы вероисповедания, дальнейшее совершенствование правового регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций;
- координация деятельности государственных органов Кыргызской Республики по вопросам государственной политики в религиозной сфере;
- обеспечение пропаганды ценностей, принципов, светского, поликонфессионального общества;
- пресечение деятельности религиозных организаций, наносящих ущерб или угрожающих здоровью, нравственности, правам и законным интересам граждан, основам конституционного строя, безопасности государства в соответствии с действующим законодательством;
- взаимодействие с государственными органами по разработке профилактических мер по недопущению религиозного экстремизма на территории республики;
- разработка и реализация программ, направленных на укрепление духовных и нравственных основ общества, предупреждение конфликтов и установление отношений взаимной терпимости между последователями различных религий и конфессий;
- внесение предложений по совершенствованию законодательной базы в области реализации и соблюдения прав человека на свободу вероисповедания.