«Женщины — непризнанные героини этого кризиса»‼
Одним из последствий кризиса в области здравоохранения и введенного во многих странах режима изоляции стал рост насилия в отношении женщин. Исполнительный директор структуры «ООН-женщины»(link is external) г-жа Фумзиле Мламбо-Нгкука предостерегает о возможном ограничении прав женщин.
Беседу провела Летиция Каси (ЮНЕСКО)
В марте прошлого года вы выразили обеспокоенность в связи с усилением гендерного неравенства. Почему пандемия особенно негативно отразилась на положении женщин?
Женщины и мужчины не равны перед лицом любого кризиса, и нынешний — не исключение. Зачастую в эти периоды существующее неравенство только усиливается.
Пандемия COVID-19 стала для женщин тяжелым испытанием. Они составляют значительную долю тех, кто занят на передовой борьбы с вирусом и имеет наиболее высокий риск заражения. Кроме того, они серьезно пострадали от социально-экономических последствий эпидемии. Вынужденная приостановка деятельности привела к ухудшению финансового положения женщин, которые чаще мужчин имеют непостоянную и низкооплачиваемую работу. Многие женщины лишились источника средств к существованию.
К тому же, значительная часть женщин получает поддержку социальных служб. Учитывая, что в связи с карантином органы соцзащиты стали менее доступны, женщины, не стоящие у них на учете до начала кризиса, столкнулись с еще большими трудностями.
Пандемия выдвинула на первый план важнейшие для функционирования общества профессии — медицинских работников, кассиров, учителей. Доля женщин в них непропорционально высока. Может ли нынешний кризис заставить нас изменить отношение к тем, кто трудится в этих сферах?
Женщины — непризнанные героини этого кризиса. Ведь, как это ни странно, кажется, что даже сейчас многие не отдают себе отчета в том, что основная работа по преодолению кризиса лежит на женских плечах. Они спасают жизни людей, продолжая оставаться в тени.
Я искренне надеюсь, что ситуация изменится. Именно поэтому крайне важно говорить о вкладе женщин — чтобы каждый осознал его значимость.
Что женщины могут привнести в преодоление этого кризиса?
Уход за больными традиционно считается занятием для женщин — и они действительно составляют львиную долю медперсонала. Однако женщины, которым и в обычной жизни приходится выступать в самых различных ипостасях, пожалуй, способны лучше увидеть, что этот кризис выходит далеко за рамки здравоохранения и затрагивает множество других аспектов нашей жизни — социальных, экономических, санитарных, связанных с продовольственной безопасностью. Женщины тоньше ощущают взаимосвязанность всех этих проблем, так как сталкиваются с ними каждый день. Они изначально лучше подготовлены к урегулированию подобных ситуаций.
В своем заявлении(link is external), опубликованном в апреле 2020 года, вы говорите о невидимой пандемии, имея в виду рост насилия в отношении женщин. Как режим изоляции отразился на положении женщин?
Я действительно говорю о том, что во всем мире был отмечен рост обращений на горячие линии и в приюты для жертв домашнего насилия. Изоляция привела к увеличению времени, проводимого партнерами вместе, и тем самым способствовала росту конфликтов в семьях. Некоторые оказались заперты в одном помещении с абьюзером, будучи отрезанными от тех, кто мог бы им помочь. Более того, сообщить о насилии в условиях эпидемии также стало сложнее, в частности ввиду ограниченного доступа к горячим линиям и сбоев в работе государственных органов, таких как полиция, например.
В странах, где службы по оказанию помощи жертвам домашнего насилия не относятся к категории базовых услуг, женщины, вынужденные проводить все время со своим агрессором, были полностью лишены поддержки.
Следует ли опасаться ограничения прав женщин?
Да, регресс в отношении прав женщин наблюдается уже сейчас, и в будущем ситуация может только ухудшиться. Мы должны сделать все, чтобы этого не допустить.
В этом году исполняется 20 лет с принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1325(link is external), касающейся прав женщин, мира и безопасности. Мы должны всячески содействовать выполнению планов в этой области и готовиться к еще более активным действиям. Права женщин нельзя приносить в жертву обстоятельствам, они должны оставаться приоритетной задачей мирового сообщества. Выиграть в этой борьбе не менее важно, чем преодолеть эпидемию COVID-19. Мы должны выйти победителями из обеих этих битв.
Что нужно сделать, чтобы предотвратить пагубное влияние кризиса на права женщин?
Действовать нужно в нескольких направлениях. Что касается экономики, то мы должны следить за тем, чтобы антикризисные меры включали мероприятия, прямо ориентированные на женщин. При этом они должны охватывать и работниц неформального сектора, за чьи права мы продолжаем бороться.
Следует продолжать борьбу с насилием по признаку пола, которое не исчезнет с окончанием кризиса. Нельзя упускать этот вопрос из виду.
Мы также должны содействовать тому, чтобы больше женщин занимало руководящие должности, особенно в странах с низкой долей женщин среди руководителей. В ряде областей — включая здравоохранение, но не только — необходимо обеспечить более справедливое представительство женщин и мужчин. Этот вопрос должен оставаться в центре нашего внимания.
Необходимо поощрять развитие дистанционного обучения, но при этом тщательно следить за тем, чтобы оно не сопровождалось увеличением цифрового разрыва. Некоторым общинам технологии по-прежнему недоступны, и даже там, где они есть, женщины зачастую имеют меньше возможностей пользоваться ими, чем мужчины. Мы должны продолжать бороться за равный доступ к технологиям и добиваться того, чтобы в случае перехода обучения в цифровой формат девочки из бедных районов не выпадали из образовательного процесса и могли пользоваться цифровыми образовательными платформами наравне с другими слоями населения.
Надеюсь, что ЮНЕСКО, «ООН-женщины»(link is external), Комиссия по широкополосной связи(link is external), Международный союз электросвязи(link is external) и министерства образования объединят свои усилия для того, чтобы высокоскоростной интернет был проведен во все сельские школы и неформальные поселения и доступ к образованию был у каждого человека, где бы он ни находился.