Продвигаем гендерное равенство по-новому!
Гендердик теңчиликке жаңыча жетишүү!
New narratives towards a gender equal sociеty!

Религия vs насилие. Как религиозные общины борются с домашним насилием в Кыргызстане

Домашнее насилие — одна из главных проблем в Кыргызстане, которая лишь усугубилась в 2020 году из-за череды событий, связанных с распространением коронавируса.

В этом материале вы сможете прочитать о том, как лидеры религиозных сообществ — мусульмане, православные христиане, протестанты, католики, бахаи и тенгрианцы — ведут борьбу с домашним насилием и его последствиями в своих общинах.

Религия vs насилие. Как религиозные общины борются с домашним насилием в Кыргызстане

Этот проект сделан в бюро сторителлинга «Медиа Сторис» для организации International Alert и проекта «Татыктуу жашоо». В рамках проекта фонд проводит встречи межконфессиональной рабочей группы по включению нужд женщин и девочек из религиозных сообществ в Национальную стратегию до 2030 года и Национальный план действий на 2021-2023 годы по достижению гендерного равенства в Кыргызстане. Публикуется на правах партнерского материала.

В марте 2020 года власти Кыргызстана ввели принудительный режим самоизоляции из-за опасности COVID-19. Десятки тысяч семей оказались заперты дома. Замкнутое помещение, безработица и тревога за будущее стали причиной множества конфликтов, которые зачастую выливаясь в избиения мужьями жен и детей.

До карантина избитые женщины, опасаясь расправы над собой и детьми, имели шанс сбежать в специализированный приют, где они могли получить психологическую и юридическую помощь.

Карантин забрал у них эту возможность.

«Мы ищем жилье для женщины, которую постоянно избивает муж. У нее четверо детей, и идти ей некуда. Муж избивал ее на глазах у детей несколько дней подряд, бил и детей. Мы понимаем, что это может закончиться убийством. Принять ее в шелтер невозможно из-за карантина. Родственников у женщины нет. По нашим данным, сотни кыргызстанок сегодня живут в настоящем аду», — рассказывала сотрудница кризисного центра «Шанс» Адинай Жапаралиева в интервью «Спутнику» в апреле прошлого года.

Религия vs насилие. Как религиозные общины борются с домашним насилием в Кыргызстане

«Количество жалоб на домашнее насилие увеличилось в 2-3 раза»

Жамал Фронтбек кызы и ее фонд «Мутакалим» уже больше 20 лет ведут борьбу за права женщин-мусульманок — тут и обучение правовой грамотности, и создание условий для экономической независимости, и образовательные курсы для детей из неблагополучных слоев населения.

По ее словам, женщины очень часто обращаются к ним с жалобами на насилие в семье, а в 2020 году, из-за последствий пандемии коронавируса, количество жалоб «увеличилось почти в 2-3 раза».

По данным Министерства внутренних дел, за первые шесть месяцев 2020 года количество обращений по фактам домашнего насилия увеличилось на 65% в сравнении с тем же периодом 2019 года, и это только официальные цифры.

«Особенно часто обращаются вторые и третьи жены, когда они разводятся или когда муж отказывается содержать жену; или первые жены, у которых конфликты с последующими женами; или когда муж избивает из-за семейно-бытовых проблем; или муж умирает — возникает проблема распределения наследства, вторых-третьих жен выгоняют из дома», — говорит она.

(По законодательству Кыргызской Республики запрещено двоеженство — сожительство с двумя или более женщинами и ведение общего хозяйства наказывается лишением свободы до двух лет. — Прим. автора.)

Фронтбек кызы рассказывает, что в декабре 2020 года, после тренингов организации International Alert для религиозных групп по предотвращению насилия в отношении женщин и девочек, ее фонд провел целую серию прямых эфиров в «Фейсбуке» и «Инстаграме» с экспертами на эту тему.

«Там очень много писали в комментариях, что эта проблема очень острая. Каждый день в прямых эфирах писали с вопросами, как наш фонд может помочь [жертвам насилия], куда обращаться, как получить юридическую поддержку. [Еще] у нас есть группы в WhatsApp — женщины там часто пишут, звонят и говорят о том, что подвергались насилию», — говорит она.

По различным данным, более 80% населения Кыргызстана — мусульмане.

Она добавляет, что эти эфиры также смотрели и мужчины — многим из них «не понравилось», что «Мутакалим» поднимает вопросы насилия в семье среди мусульманского сообщества.

«Особенно в «Фейсбуке» много писали: «Зачем вы этому учите? Вы добьетесь, что все мужья сядут в тюрьму. Женщины, вы никто, вы не должны эту тему поднимать. Вы бессовестные, что обсуждаете эту тему, выходите в Интернет». Но постепенно женщин становилось значительно больше, и они уже не стеснялись в прямом эфире писать о своих проблемах, задавали вопросы экспертам», — говорит Фронтбек кызы.

Мусульманкам эти эфиры и публикации на тему запрета домашнего насилия в исламе, по словам главы «Мутакалима», нравились — они «пересылали их своим родственникам, показывали мужьям и женщинам, которые подвергаются насилию».

 

По ее словам, в организации жертвам домашнего насилия оказывают психологическую помощь, но отправляют в партнерские юридические организации и кризисные центры, чтобы они могли оформить охранный ордер, найти временный приют и обезопасить себя от агрессора.

«Мы очень много проводим беседы с агрессорами. Если они религиозные люди, то просим имамов, чтобы подключились — они, конечно, отрицают насилие, но мы все равно стараемся работать с ним, со свекровью, с мамой женщины», — говорит Фронтбек кызы.

Психологическая помощь жертвам, по ее мнению, важна, так как «очень много бывает случаев», когда женщина подвергается насилию и потом переносит это насилие на своих детей.

«Это выявляется через детей — они к нам на курсы ходят и говорят: «Вот, у нас дома неспокойно, я не хочу туда ходить, я запираюсь в комнате». Наш психолог это узнает, начинает с этим ребенком работать, и выясняется, что мама ее избивает — а та делает это, потому что ее избивает отец семейства», — добавляет глава «Мутакалима».

Мухаммед Дургаловимам города Кант, говорит, что иногда сталкивается с жалобами на домашнее насилие — как среди мусульман своего города, так и среди тех, кто не принял ислам.

«Если человек совершил насильственные действия по отношению к своей семье, то мы в тесном сотрудничестве с госорганами стараемся исправить этот минус в этой семье. Ислам всегда за права женщин. Мы ни в коем случае не должны оскорблять и унижать женщин», — говорит он.

По данным экспертов, ситуация усугубляется в религиозных семьях, так как в последние годы «растет поляризация между светской и религиозной частями населения» из-за того, что представители религиозных сообществ не привлекаются к разработке и реализации различных государственных инициатив и исключаются из процессов местного самоуправления. В итоге религиозные сообщества начинают жить не по государственным законам, а по законам или заповедям своей веры.

Жамал Фронтбек кызы считает, что частично проблему домашнего насилия можно решить несколькими способами:

 

  • объяснять законы простым языком;
  • повышать уровень образования и юридическую грамотность населения;
  • создать в исламских организациях — в первую очередь в Духовном управлении мусульман Кыргызстана — орган или должность для женщин, к которым смогли бы обращаться со своими проблемами мусульманки.

«Мы думаем продолжать такие эфиры. У нас было 30 дней по теме насилия. Сейчас 30 дней по теме экономики. Следующие 30 дней хотим на тему права сделать. С правовой точки зрения, наверное, там тоже много вопросов будет по насилию — это и деление имущества (как оно должно оформляться), как получить алименты», — говорит она.

Религия vs насилие. Как религиозные общины борются с домашним насилием в Кыргызстане

«Часто приходится бороться со стереотипом, что женщина должна терпеть [насилие], нести крест, прощать агрессора»

Диакон Андрей Тонких уже много лет председательствует в обществе трезвости и служит в отделе социального служения и благотворительности Бишкекской и Кыргызстанской епархии Русской православной церкви.

Он утверждает, что сам редко сталкивается с жалобами на домашнее насилие. Женщины, по его мнению, либо боятся общественного порицания, если публично пожалуются на насилие у себя дома, или «не видят какого-то результата в этом».

«В основном женщины боятся родственников, общественности. То есть часто приходится бороться со стереотипом: когда женщина становится жертвой, она впадает в мнимые стереотипы, что надо терпеть, что она должна нести крест, должна прощать [агрессора]. Вот здесь приходится разъяснять, что в следовании этим стереотипам нет никакой пользы, что домашнее насилие — это не есть несение креста и это плохо, если терпишь побои от мужа или молча смотришь, как муж бьет детей. Приходится объяснять, что это ложные убеждения», — говорит диакон Андрей.

Он рассказывает, что при Свято-Воскресенском кафедральном соборе уже несколько лет действует приют, который принимает женщин, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Там им предоставляют почти все условия — уход, питание для женщин и детей, необходимую медицинскую помощь и оплачивают медикаменты.

Также при соборе есть возможность получить консультации в юридическом отделе — представители епархии подсказывают, как получить охранный ордер или какую помощь могут получить женщина и дети, если они стали жертвами насилия.

Основными причинами роста домашнего насилия в Кыргызстане в 2020 году, согласно исследованию, которое делалось в рамках проекта «Татыктуу жашоо», называются:

 

 

  1. Сокращение источников доходов.
  2. Рост безработицы.
  3. Длительный период семьи в изоляции.
  4. Конфликты с детьми.
  5. Значительный рост тревожности, стрессов и появление симптомов депрессии.
  6. Злоупотребление алкоголем.

Диакон Андрей добавил, что Русская православная церковь осуществляет международный проект с организацией «Психосоциальная абилитация зависимых людей» (ПАЗЛ) и каждое воскресенье в 12-м микрорайоне в Бишкеке проходят видеоконференции, где каждый желающий может поговорить с психологами, священниками и консультантами по теме насилия и как от него избавиться.

«И сам я лекции проводил на эту тему, что домашнее насилие — это плохо. В Ветхом завете есть заповедь «не убий», а Новый завет предлагает абсолютную любовь. В любом случае невозможно, никаким образом нельзя одобрять или поощрять домашнее насилие — ни физическое, ни психологическое, ни экономическое, ни сексуальное», — говорит дьякон Андрей.

В Кыргызстане, по разным данным, более 16% населения относят себя к христианам: это и православные христиане, и католики, и протестанты, и представители других течений.

 

По его мнению, кыргызские законы против домашнего насилия «не учитывают всех аспектов» и написаны сложным юридическим языком, который не всегда понятен жертвам домашнего насилия.

«Наказывают огромным штрафом отца семейства, а потом мать приходит забирать заявление, потому что… этим штрафом либо разрушают семью, либо этот закон распространяется на тех, кто способен оплатить. То есть личных характеристик семьи никто не учитывает — закон такой, как он есть. […] Он в жизни не может иногда реализоваться», — считает дьякон Андрей.

Он добавляет, что государство должно более комплексно подходить к решению проблемы домашнего насилия, так как церковь осуждает так называемую ювенальную юстицию — когда у обоих родителей отбирают права на воспитание ребенка из-за жестокого обращения. При этом правоохранительные органы не проводят никакой профилактики с агрессорами.

«Нельзя, следуя сухим законам, взять за шкирку кого-то, повесить, и на этом решатся проблемы. Надо всегда подходить комплексно к решению этой проблемы, решать ее постепенно», — говорит диакон.

Религия vs насилие. Как религиозные общины борются с домашним насилием в Кыргызстане

«Если мы не можем никак воздействовать на насильника, чтобы он прекратил свое насилие, то жертва должна обратиться в правоохранительные органы»

Католическая церковь Кыргызстана борется с домашним насилием, стараясь не доводить дело до развода.

«Брак он один раз и навсегда», — говорит представитель католической церкви в Кыргызстане Николай Пичкунов.

Пичкунов рассказывает, что недавно в семье его знакомых произошел конфликт, в который пришлось вмешаться представителям церкви.

«Была проведена сепарация — отлучение супругов — не смогли найти решение, и муж продолжает насилие, не физическое, а скорее психологическое. Из-за того что не смогли прийти к консенсусу, мы рекомендовали временно разойтись, неофициально: для принятия, для примирения, для выявления проблем, нахождения решения. Матери с детьми пришлось съехать, а муж остался. Сейчас с ним ведутся беседы, что некорректно так вести себя по отношению к жене и детям», — говорит Пичкунов.

«Если мы не можем никак воздействовать на насильника, чтобы он прекратил свое насилие, хоть физическое, хоть психологическое, то жертва должна обратиться в правоохранительные органы», — продолжает он.

Церковь активно сотрудничает с психологами, социальными работниками, с фондами и реабилитационными центрами. Вместе они стараются помочь семьям, испытывающим проблемы, в том числе и детям.

В случае если внушения не помогают и жертве насилия угрожает реальная опасность, то церковь не видит иного выхода, как развод.

«Есть такие случаи, (церковь) с пониманием относится и разводу препятствовать не будет. Но в дальнейшем уже другого брака не заключается ни по отношению к женщинам, ни по отношению к мужчинам», — отмечает Пичкунов.

В церкви были обеспокоены увеличившимся числом случаев семейного насилия и приняли дополнительные меры.

«2021 год Папа Франциск объявил Годом святого семейства. Он хочет, чтобы проповедники на своих проповедях показывали, кто такие были Иосиф и Мария и что это полноценная семья. Сейчас, к сожалению, идет проблема семей и католическая церковь сделала на этом акцент, чтобы семьи были более сплоченными и чтобы Святое семейство было для них примером», — заключил Пичкунов.

Религия vs насилие. Как религиозные общины борются с домашним насилием в Кыргызстане

«Прививаем правильное представление о том, как выглядит равенство между мужчиной и женщиной»

Представительница общины бахаи в Кыргызстане Малика Картанбаева рассказывает, как недавно переехала в новую квартиру в Токмаке, а вечером, ложась спать, услышала, как за стенкой доносятся крики женщины и плач детей. Она долго не могла уснуть и поднялась к соседке сверху, чтобы узнать, что происходит в соседнем подъезде.

«Через стенку было слышно, что избивают женщину, и плакали дети. На следующий день я узнала, что это была беременная женщина, у которой еще двое детей 6 и 7 лет. Ее периодически избивает муж», — говорит она.

Малика узнала от соседки сверху, что эти побои продолжаются уже давно, женщина уже приходила к соседям за помощью, милиция не раз приезжала, однако все равно каждый раз возвращалась к мужу, который ее бьет.

«Мы начали общаться с этими соседями, и с мужем, и с ней. Начали с воспитания детей, что для детей первый пример — это мы сами, что они всему учатся в семье и что важно создать атмосферу, которая поможет им развиваться. Разговор начался», — рассказывает Картанбаева.

По ее словам, разговоры до сих пор идут, но насилия уже стало меньше в этой семье, отмечает Картанбаева.

Община бахаи активно работает с молодежью — они стараются привить подросткам «правильное представление» о том, как выглядит равенство между мужчиной и женщиной и как в будущем избежать проявления насилия в семье.

«Мы стараемся создать среду, где они [дети и подростки] будут размышлять и приходить к осознанию [равенства], и таким образом поменяется атмосфера в будущей семье тоже», — заключает она.

Религия vs насилие. Как религиозные общины борются с домашним насилием в Кыргызстане

«Если ты правильно решаешь конфликты, то ты растешь и в браке тоже. А если неправильно, то брак распадается»

Пандемия и локдаун заставили Альянс церквей Кыргызстана искать новые способы коммуникации с прихожанами. Так появилась идея онлайн-курсов для семейных пар, которые испытывали трудности коммуникации во время самоизоляции.

«Во время пандемии Кыргызстан, как и другие страны, оказался в трудной ситуации. Во время карантина все должны были находиться дома. Мы понимаем, что муж на работе, жена с детьми, и они часто не видят друг друга. Это был для них риск, когда они все находились дома. Это было насилие над женщинами, над детьми — [их ругали] по поводу обучения [в школе в онлайн-формате]», — говорит пастор Рыспек Заиров о создании курсов «Жашоо Деми».

На курсах семьи знакомятся друг с другом, рассказывают свои истории, получают консультации наставников, семейных и детских психологов и вместе ищут пути решения проблемы и укрепления брака.

Протестантизм не одобряет разводов, поэтому в церкви проводят подготовительные курсы для пар, решивших вступить в брак, для того чтобы подготовить их к семейной жизни.

Мы в течение шести месяцев проводим с ними лекции, на которых рассказываем им о роли женщины и мужчины в браке, почитании и поклонении Богу. За эти шесть месяцев они узнают друг друга больше. Затем девушка с моей женой, я с женихом говорим о первой брачной ночи, об ожиданиях от брака. И мы учим, что конфликтные ситуации везде бывают. Что конфликт — это путь познавать друг друга хорошо. Если ты правильно решаешь конфликты, то ты растешь и в браке тоже. А если неправильно, то брак распадается. Бог не хочет развода, Бог хочет, чтобы был счастливый брак.

Зачастую мужчины не вовлечены в происходящее в семье. Это натолкнуло Рыспека Заирова на создание лекций «Миру нужен отец».

«Отец всегда на работе, вне дома, думает, что его дело — принести деньги, напитать их телесно. После громкого случая, когда в России кыргызстанец жестоко избивал своего ребенка, мы задумались над тем, чтобы проводить дополнительные беседы с отцами. Мы рассказываем то, что написано в Библии: не раздражайте своих детей, любите их, проводите с ними время, уделяйте им внимание», — заключил он.

Религия vs насилие. Как религиозные общины борются с домашним насилием в Кыргызстане

«Кыргызы всегда ценили женщин, роль женщины, роль мужчины и все эти ценности имели место в быту — ежедневно, ежечасно»

«Кыргызы утратили семейные ценности», — считает глава фонда «Уулу Тендик» Каныкей Сейитказиева.

«Уулу Тендик» — одна из немногих зарегистрированных организаций, которая пытается работать с тенгрианцами в Кыргызстане и продвигать их интересы.

«Мы нарушили народные традиции, мы нарушили отношение к себе, к людям, к природе, и, конечно, мы получаем сейчас такие результаты, что возникают вопросы о неравенстве, о насилии», — говорит Сейитказиева.

По ее словам, пандемия и возросший уровень домашнего насилия показали, насколько кыргызский народ оторвался от своих корней.

«Кыргызы всегда ценили женщин, роль женщины, роль мужчины, и все эти ценности имели место в быту — ежедневно, ежечасно. Проживая жизнь, кыргызы соблюдали эти правила. Вероисповедание было второстепенно, в первую очередь ценились человеческие ценности, природа. Мы восстанавливаем эти ценности, работаем над этим», — говорит Сейитказиева.

Ее фонд активно работает с женщинами по вопросам воспитания и проводит консультации, как выносить и воспитать ребенка в соответствии с древними убеждениями кыргызов.

«Все начинается с малых лет, с воспитания. Например, как вести себя во время беременности, чтобы родился здоровый ребенок. Здоровый ребенок — это здоровое общество. Здоровая женщина — здоровый ребенок. Таким образом находим начало. Говорят же: «Отыщи начало, и ты многое поймешь». Это не говорит, что мы должны вернуться в каменный век, жить в юртах. Нет, это более глубокое, более ценное знание наших предков», — заключает она.

____________________________________________________________

Проект «Татыктуу жашоо» направлен на получение поддержки от религиозных лидеров в реализации Национальной стратегии и Национального плана действий по достижению гендерного равенства. Также они участвуют в информационной кампании по предотвращению насилия в отношении женщин в различных религиозных сообществах. Проект является реакцией на резкий рост домашнего насилия в период карантина, вызванного пандемией COVID-19, и на долгосрочные последствия эпидемии — продовольственная и экономическая безопасность, — которые определяют насилие в отношении женщин и девочек. Больше о проекте вы можете узнать на сайте организации International Alert и на странице в «Фейсбуке».

Данная публикация была создана при поддержке посольства Великобритании в Бишкеке. Мнения, отраженные в публикации, не могут быть восприняты как официальная позиция посольства или правительства Великобритании.

Поделиться